Эрнст Теодор Вильгельм Гофман



24 января 1776 года в Кёнигсберге, Восточная Пруссия (сейчас – Калининград, Россия), родился Эрнст Теодор Вильгельм Гофман. В семье Кристофа Людвига Гофмана и Луизы Альбертины Дёрффер мальчик стал последним из трех детей.

Гофман проявлял большой талант к игре на фортепиано, писательству и рисованию.
В 1781-1792 годах Гофман обучался в лютеранской школе Burgschule. Мальчик самостоятельно изучал творчество Шиллера, Гёте, Свифта, Стерна, Руссо и Жана Поля.

В 1800 году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием.

В 1802 году, будучи на балу, Гофман от скуки рисовал карикатурные портреты прусских офицеров. Незаметно для юноши рисунки разошлись по гостям. Когда стало известно авторство, в адрес Эрнста посыпались жалобы. Власти Берлина, хорошо знакомые с родом Гофман, не решились наказывать «преступника», вместо этого сослали в Плоцк (бывшая столица Польши).

В 1804 году получил должность в Варшаве. Годы, проведенные в Польше, Гофман признавал самыми счастливыми. Здесь он получил возможность общаться с творческими людьми. Вдохновлённый этим общением, он сочиняет двухактный зингшпиль «Веселые музыканты» (1804) на песни Клеменса Брентано. Подписывая это сочинение, он впервые пользуется псевдонимом – Эрнст Теодор Амадей Гофман, или Э. Т. А. Гофман. Имя Амадей немец присвоил в память о маэстро органной музыки Моцарте.

Счастье молодого человека длилось недолго – в ноябре 1806 года войска Наполеона Бонапарта захватили Варшаву, и прусские бюрократы потеряли работу. Гофман оказался в оккупированном Берлине. Он голодал, тосковал по семье, и в этих условиях родилось одно из лучших его музыкальных произведений – «Песнь шестая». Позже авторство будет приписано Иоганнесу Клейслеру, главному герою романа «Житейские воззрения Кота Мурра».

Литературный прорыв Гофмана случился в 1809 году с публикацией дебютной новеллы «Кавалер Глюк». Согласно сюжету мужчина якобы встречает покинувшего мир живых композитора Кристофа Виллибальда Глюка. Это произведение – дань термину Жана Поля «доппельгангер», в литературе эпохи романтизма означающего «темную» сторону личности человека.

В 1814 году выходит повесть «Золотой горшок», а также Гофман завершает сочинение оперы «Ундина». Тогда же автор начал писать «Эликсир сатаны» (1815). В 1816 году увидело свет культовое произведение «Щелкунчик и Мышиный король», задуманное как сказка для детей друга.

История про Щелкунчика подходит для чтения детям, в отличие от других внушающих ужас произведений Гофмана. Например, в сборнике «Ночные этюды» собраны злобные мистические поверья: «Песочный человек», «Майорат», «Церковь иезуитов в Г.».

В 1819 году «рождается» уродливый и циничный «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». После заклинания доброй феи окружающие перестают замечать внешнее несовершенство карлика Цахеса. Напротив – его злобные идеи кажутся блестящими, сальные шутки – верхом остроумия. Прежним Цахеса видят студент Бальтазар и другие люди творчества.

В том же 1819 году на свет появился первый том «Житейских воззрений Кота Мурра». Повествование ведется от лица животного, которое проживает при дворе капельмейстера Иоганнеса Крейслера. Периодически в рассказ вплетаются отрывки, не имеющие ничего общего с содержанием. Оказывается, что кот в порыве творческих мук вырывал страницы из жизнеописаний своего хозяина – гениального композитора.

Образы главных героев автобиографичны: Крейслер – это сам Гофман, а Мурр – котёнок писателя, которому посвящен роман. Животное скончалось от болезни под финал второго тома. В заключение книги сказано: «Разумного, высокопросвещенного, философического и поэтического кота Мурра посреди его блистательного жизненного поприща настигла неумолимая смерть».

Комментариев нет:

Отправить комментарий