Отлученность от библиотеки и клуба ( самоизоляция и карантин по поводу вируса ) заставляет перечитывать давние записи. Оказалось, что одна из них удачно совпадает со свежими событиями. Поскольку книга «Vita nostra» Марины и Сергея Дяченко недавно получила почётную французскую литературную премию в номинации «Лучший иностранный роман 2019», захотелось перечитать её и восстановить связанную с этой книгой публикацию.
Тогда, в 2012 году, книгу я прочитала в первый раз, и она произвела на меня сильное впечатление. Идея об устройстве нашего мира как гипертекста даёт интересную пищу для размышлений. Ну и конечно мне захотелось узнать, что думает по этому поводу «Амбер».
На очередном заседании клуба было выдано задание: допустим, мы живем внутри текста, подумайте, какие вы слова, части речи? Как вы это видите сейчас и какими хотели бы стать в будущем? Отвечали письменно, как у нас принято. Осознанность амберитов меня порадовала и наполнила гордостью за них. Книжные-то герои (студенты
таинственного Института Специальных Технологий) сами не могли догадаться, что они собой представляют. Им сообщает это учитель незадолго перед выпускным экзаменом. Амбериты же – все! (кроме одной новенькой девочки, которая не поняла задачу) − нашли себе определение. Конечно, многие из них читали «Vita nostra». Но пусть даже кто-то и не читал, он всё-таки нашёл свой вариант ответа. Получилось нечто удивительное, среди этих ответов нет неинтересных.
Хотите узнать, как это выглядело? Читайте, смотрите. Имён не называю, такой на тот момент был уговор.
« Я - глагол. В тексте глаголом быть трудно. Герой то скачет, то прыгает. Ты, конечно, не всегда хочешь поступать так же, как автор. Наверное, хорошо быть существительным. Всегда знаешь, что ты поступаешь правильно. Но когда ты – глагол, ты задумываешься, что ты делаешь». (11 лет)
«Судить о себе – самое сложное. Надеюсь, я – глагол. В худшем случае, глагол повелительного наклонения – я достаточно деспотична. Ну, а будущее… Эх, хотелось бы быть паролем, но ведь не буду…» (17 лет)
«Именная часть составного сказуемого; существительное. Возможно, прилагательное. … Менять не хочу, по крайней мере, пока что». (Студентка филфака)
«Я – субстантивированное прилагательное. Я вряд ли смогу долго держаться в роли существительного и, к сожалению, рано или поздно снова стану прилагательным". (16 лет)
"Сначала я возомнила себя глаголом несовершенного вида. Но в том-то и дело, что возомнила. Глагол – это, во-первых, слишком круто для меня, а во-вторых, не люблю глаголы. Глагол всё подчиняет, и все от него зависят. Поэтому я – причастие (это такой тиран поменьше)))…» (Студентка филфака)
«Я – описание. Это не часть речи, но одно из самых интересных, что бывает в книгах». (13 лет)
.
«Я – союз, без меня в предложении было бы слишком много запятых, оно было бы разорванным. Я убираю эти запятые, хотя мне кажется, что меня часто не используют тогда, когда это надо. В будущем я хотел бы стать местоимением, поскольку я уже привык заменять собой что-либо». (12 лет)
______________________________
О книге подробнее здесь.
______________________________
О книге подробнее здесь.
Встреча на форуме книжных клубов на фейсбук:
Комментариев нет:
Отправить комментарий