Марина и Сергей Дяченко – это знаменитый писательский дуэт, собравший уже солидную коллекцию литературных премий. Среди огромного количества уже написанных книг они создали трилогию «Метаморфозы». Трилогия выделяется своим названием: первая строка латинского гимна студентов «Гаудеамус» разделена на три части, три книги: Vita nostra – Brevis est – Brevi finietur.
Так случилось, что я начала читать со второй, «Цифровой, или Brevis est.». Тема романа очень современна, если кратко сформулировать – это оцифровка личности, программирование, с естественно возникающими вопросами о грани дозволенного. Где граница, за которой человек уже перестаёт таковым быть? И что из этого может последовать?
Так случилось, что я начала читать со второй, «Цифровой, или Brevis est.». Тема романа очень современна, если кратко сформулировать – это оцифровка личности, программирование, с естественно возникающими вопросами о грани дозволенного. Где граница, за которой человек уже перестаёт таковым быть? И что из этого может последовать?
Третья книга «Мигрант, или Brevi finietur» о человеке, оказавшемся на другой планете в далёком времени, давнопрошедшем по сравнению с его современностью. Герою удалось сохранить себя, остаться хозяином самому себе в новых, неожиданных условиях и в финале вернуться домой, до того пройдя через невероятные испытания вместе с новыми друзьями. Ну, и ещё один вариант спасения мира, здесь это планета Раа.
«Vita nostra» оказалась для меня самой неожиданной книгой трилогии и самой потрясающей. Моя филологическая душа по-родственному отозвалась на главную идею авторов: наш мир – это гипертекст, и действующие в нем персонажи – слова, части речи, составляющие текст. Но главная героиня этой истории, которую зовут Саша Самохина, не думала ни о чем подобном, она просто училась в школе, готовилась поступать в университет. Её увидел будущий наставник и буквально принудил пройти испытание, не объясняя для чего это нужно. Испытание оказалось очень трудным, но выполнимым, на грани возможностей. «Я никогда не потребую невозможного». Оно показало, что у героини достаточно трудолюбия, упорства и смелости для того, чтобы учиться в необычном, странном Институте Специальных Технологий никому не известного города Торпы. Учатся там подобным же образом отобранные выпускники школ из разных городов.
Им не просто трудно, им очень трудно даётся это обучение, и тем более, что на младших курсах они даже не могут понять, чему собственно учатся. В процессе же учебы молодые люди постепенно меняются: «Вы – информация!» (Вот тут мне чудится уже тоненький мостик к роману «Цифровой»). А ближе к решающему экзамену каждому студенту учитель сообщает, кем же тот является: местоимение, глагол, признак предмета… Саша была определена наставником как глагол повелительного наклонения, но главный экзамен, на котором она должна была, наконец, «прозвучать», показал нечто другое: Саша оказалась паролем, способным соединять разные миры!
Неблагодарное это дело – пересказывать сюжет книги! Приходится это делать только затем, чтобы не читавшие её хоть немного представили, что там происходит, а получается только бледный намёк на сюжет. (Вот почему советую читателям не слишком доверять аннотациям.)) А ведь М. и С. Дяченко пишут ярко, выразительно: язык, стиль, развитие сюжета… - всё очень интересно, всё заставляет по-настоящему волноваться за героев романа, эмоции тоже работают на мысль. Впрочем, я – читатель благодарный, легко вживаюсь в текст, если он мне нравится, и «над вымыслом слезами обольюсь» сказано и про меня. А кто-нибудь другой решит, что всё это ерунда и несуразица, вот ещё гипертекст какой-то! Но вспомните: «В начале было Слово»! И ведь оно никуда не делось! Так почему бы миру нашему и впрямь не быть одним сплошным гипертекстом? Версия не хуже других! Другой вопрос – что такое мы сами в этом тексте?
Подумалось: вот люди-творцы, они-то точно, каждый из них – пароль, открывающий новый мир! И какое счастье, что мы можем заглянуть в эти миры!
«Vita nostra» оказалась для меня самой неожиданной книгой трилогии и самой потрясающей. Моя филологическая душа по-родственному отозвалась на главную идею авторов: наш мир – это гипертекст, и действующие в нем персонажи – слова, части речи, составляющие текст. Но главная героиня этой истории, которую зовут Саша Самохина, не думала ни о чем подобном, она просто училась в школе, готовилась поступать в университет. Её увидел будущий наставник и буквально принудил пройти испытание, не объясняя для чего это нужно. Испытание оказалось очень трудным, но выполнимым, на грани возможностей. «Я никогда не потребую невозможного». Оно показало, что у героини достаточно трудолюбия, упорства и смелости для того, чтобы учиться в необычном, странном Институте Специальных Технологий никому не известного города Торпы. Учатся там подобным же образом отобранные выпускники школ из разных городов.
Неблагодарное это дело – пересказывать сюжет книги! Приходится это делать только затем, чтобы не читавшие её хоть немного представили, что там происходит, а получается только бледный намёк на сюжет. (Вот почему советую читателям не слишком доверять аннотациям.)) А ведь М. и С. Дяченко пишут ярко, выразительно: язык, стиль, развитие сюжета… - всё очень интересно, всё заставляет по-настоящему волноваться за героев романа, эмоции тоже работают на мысль. Впрочем, я – читатель благодарный, легко вживаюсь в текст, если он мне нравится, и «над вымыслом слезами обольюсь» сказано и про меня. А кто-нибудь другой решит, что всё это ерунда и несуразица, вот ещё гипертекст какой-то! Но вспомните: «В начале было Слово»! И ведь оно никуда не делось! Так почему бы миру нашему и впрямь не быть одним сплошным гипертекстом? Версия не хуже других! Другой вопрос – что такое мы сами в этом тексте?
Подумалось: вот люди-творцы, они-то точно, каждый из них – пароль, открывающий новый мир! И какое счастье, что мы можем заглянуть в эти миры!
Комментариев нет:
Отправить комментарий