Дом Цветаевой. Неожиданное

Жизнь — музей! А мы в нем и экспонаты, и посетители. 

Степан Балакин


Скоро ещё один литературный юбилей: 125 лет Марине Цветаевой. Много прибавится публикаций, новых, интересных и значительных. Ни на что не претендуя в этом ряду, предлагаю вам свои скромные, очень личные заметки. Просто к слову...
  
В Борисоглебском переулке в Москве стоит дом М.Цветаевой. Дом-музей. Толпы′ посетителей я там не видела, но и пусто не было. Атмосфера как раз такая, чтобы увидеть, что можно, постоять, посмотреть столько, сколько душа просит. Так сложилось, что была я в этом доме первый раз в жизни, раньше не пришлось. А Цветаева для нашего поколения филологов – это очень важная, значимая часть литературных впечатлений. Тогда очень близка нам была сама молодая энергия её стихов, заразительная сила эмоций, потрясающая выразительность образов…  Сейчас, наверное, ближе интонации мудрой Ахматовой, но та важная нить в ткани души, которая вплетена Цветаевой, никуда не делась.

Дом Марины Цветаевой – это место, где она жила со своей семьёй, комнаты хранят их давнее присутствие: мебель, вещи, книги в каждой комнате. Впечатление реальной, почти  сейчас происходящей жизни оказалось неожиданно сильным. Особенно потрясли меня подлинные рукописные странички и книжки в истёртых бумажных обложках, лежащие под стеклом вместе с фотографиями. Что именно подействовало так сильно,  я не знаю,  ─  ну, в самом деле, никогда не видела рукописей, можно подумать! – но сами собой полились слёзы, и остановить их было невозможно. Так и ходила, вытирая глаза и щёки. Тогда, в юности, при всей увлечённости Цветаевой, до слёз дело не доходило, другая была реакция. Может быть, теперь добавилось время как катализатор? Есть тут какая-то мистика. Знаешь ведь, что вокруг просто музейная обстановка, но не оставляет ощущение другого слоя времени, словно просвечивает он, просачивается в  «здесь и сейчас». Со мной была дочь, и очень я ей благодарна за то, что она не сказала на все эти мои эмоциональные заморочки: «Фантастики начиталась, мамочка!» Похоже, и она почувствовала магию этого дома.
Не знаю, помогут ли фотографии понять мои переживания, но некоторые всё-таки выкладываю.
А про этот музей можно  прочитать, например, вот здесь.






























Комментариев нет:

Отправить комментарий