Михаил Михайлович Пришвин




 4 февраля 1873 года родился Михаил Михайлович Пришвин — писатель-натуралист, прозаик. Он, как никто другой, умел наблюдать природу, замечая то, что для других оставалось скрыто, и прекрасно описывал её.
Родился Пришвин в родительском имении Хрущёво-Лёвшино, в Елецком уезде Орловской губернии.

Свое образование будущий известный писатель начал в 1882 году с обычной деревенской школы. Но ни там, ни потом в Елецкой гимназии с учёбой у него не ладилось, после 6 лет учёбы его отчислили за конфликт с учителем. Только через 10 лет Пришвин продолжил образование в Рижском политехническом институте. Там он увлёкся идеями марксизма, за что и поплатился арестом. А после выхода из тюрьмы поехал за границу.
С 1900 по 1902 год Пришвин учился в университете Лейпцига. Там он получил специальность агронома.

Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А 1906 год оказался поворотным в его биографии. Пришвин оставил свою профессию, стал работать корреспондентом в газетах и начал писать. Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг.
В 1906 году был опубликован первый его рассказ – «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907 г.), «За волшебным колобком» (1908 г.), «У стен града невидимого» (1908 г.). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя.

В 1930-х годах писатель совершил путешествие на Дальний Восток. Следующими книгами Пришвина были «Дорогие звери» и написанная на ее основе повесть «Жень-шень»(1933 г.), «Календарь природы» (1935 г.), роман «Кащеева цепь» и многие другие. Его «Дневники» (1905–1954 гг.) высоко ценятся и с большим интересом читаются и сейчас.

Писатель Константин Паустовский назвал М. Пришвина "певцом русской природы", такое сильное впечатление произвели на него проникновенные описания живой природы.

Михаил Михайлович Пришвин умер 16 января 1954 года в Москве.

В 2014 году писателю был установлен бронзовый памятник в г. Сергиев Посад, а в 2015 году он был торжественно открыт в день его рождения.

Именем писателя был назван открытый в 1982 году астероид №9539.


***

Эти и другие книги писателя вы можете взять в нашей библиотеке.



 М. Пришвин. Отрывок из рассказа "Времена года". ФЕВРАЛЬ

ПОСЛЕДНИЕ МОРОЗЫ


Бывает оттепель перед последними сретенскими морозами, птицы ее принимают за начало весны: рябчики пересвистываются и начинают предвесенние поиски пары.

Тетерев токует во весь дух и так, что человек, услыхав это, тоже вовлекается в обман, и если еще молод и есть время – бог знает, что бормочет.



СНЕГ НА ВЕТВЯХ

Невидимые звезды снега теперь спустились сверху, возле нас в воздухе блестят спокойным дождем искр, и остаются на сучках деревьев, и от этого дерево сверкает все от верху до низу каждой веточкой, каждой зимней нераскрытой почкой.


КВАРТАЛЬНЫЙ СТОЛБ

Началась весна света, в лесу со всех сторон открылись голубые глаза. Тихо слетают снежинки, и хорошо за каждой следить, куда она сядет. А когда насмотришься, то спрашиваешь себя: отчего все фигурки, создаваемые падающими снежинками, имеют округлую форму?

Не оттого ли, что каждый сучок стремится вверх и каждая снежинка падает вниз, всякое движение в борьбе за низ и верх образует движение по кругу?

Только вот снежинка-то падает, а сучок хотя и стремится вверх, но медленно, и зимой он только показывает наверх, а сам стоит без движения.

Вот хотя бы этот квартальный столб, ровно спиленный кружком сверху, и на ровном кружке падающие снежинки образуют круглую шапочку.


В ГОРОДЕ

Сегодня солнечный день и с морозом. Когда солнце зайдет за тучу, мороз пишет на стекле веточки тропических растений и водоросли теплых морей. Когда же солнце опять появляется, мороз бросает мечту свою невозможную о тропиках, плачет и разбегается по стеклу каплями.

Эта игра солнца с морозом окончилась, когда все облака сбежали с неба и солнечные лучи не только высушили на стекле все капли, но даже и нагрели стекло. Морозу не за что было взяться на стекле, и когда солнце село и стало темно.

Тогда пришел к нам гость и, поглядев в чистое стекло с шестого этажа на серые коробки домов, сказал:

– Какой вид!


ДВОРЕЦ МОЕЙ ЮНОСТИ

Сегодня иду с утра лечиться утренним морозом.

С восьми утра солнце еще не выше домов, и лучи на Ордынке летят низко, образуя солнечную крышу над всеми домами. И от этого внизу, под солнечной крышей, оседает голубой сумрак, и в нем слышно, как надувается весенняя ворона и чирикает затаенный в стене вестник весны света – воробей.

А дома в голубом сумраке перспективой удаляются, все голубея и голубея. И еще дальше, там, где-то в большой глубине, впереди, голубея, высится дворец моей юности. Я тогда, глупый и недостойный, не мог войти в него, а теперь я иду к нему, и он все приближается, и сердце сжимается от радостной надежды, что, может быть, теперь там узнают, какой я стал.

Там не глядят на седые волосы, напротив, в заслугу поставят и больше не выгонят.

Комментариев нет:

Отправить комментарий