Художники – глаза человечества.
М.Волошин
М.Волошин
ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.
(по-латински perspicio — ясно вижу)
Изменение цвета и тона происходит благодаря тому, что наша планета окружена воздушной оболочкой, -- атмосферой, состоящей из газов, водяных паров и взвешенных в воздухе частиц пыли. При прохождении через атмосферу, световой луч, сталкиваясь с парами и частицами пыли, частично поглощается или рассеивается ими. Это количество меняется в зависимости от влажности воздуха, времени года – потому один и тот же пейзаж никогда не будет выглядеть одинаково.
Статья: "Световоздушная перспектива".
Первым термин «воздушная перспектива» употребил Леонардо да Винчи (1452 – 1519), когда описывал изменение цвета в картине, к которому прибегает художник, чтобы имитировать эффект атмосферы, изменяющей цвет и тон предметов по мере их удаления.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в "Моне Лизе". Это воздушная перспектива лучшая по исполнению.
Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы».
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в "Моне Лизе". Это воздушная перспектива лучшая по исполнению.
Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы».
Так, все ближние предметы воспринимаются четко со многими деталями и фактурой, а удаленные — обобщенно, без подробностей. Контуры ближних предметов выглядят резко, а удаленных — мягко. Все близкие предметы обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние — слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими.
В России лишь в 18 веке пейзаж приобрел самостоятельное художественное значение и ценность. Семён Фёдорович Щедрин является, таким образом, родоначальником пейзажа в нашей живописи. В его творчестве впервые для русского художника природа стала самостоятельным предметом художественного изображения.
Колорит масляных картин Щедрина чаще всего холодный и светлый. В его основе лежит цветовое обозначение планов: коричневый - первый, зеленый - второй и голубой - третий. В передаче пространства главную роль играют световоздушные средства.
На фото: Семён Щедрин "Окрестности Санкт-Петербурга".Колорит масляных картин Щедрина чаще всего холодный и светлый. В его основе лежит цветовое обозначение планов: коричневый - первый, зеленый - второй и голубой - третий. В передаче пространства главную роль играют световоздушные средства.
Статья: "Световоздушная перспектива".
Комментариев нет:
Отправить комментарий