Древнейшая техника


Немного истории искусств
КСИЛОГРАФИЯ


-- гравюра на дереве -- от греческого  «ксилон» (дерево) и «графо» (рисую).
Гравюра на дереве или ксилография появилась одной из первых и датируется 6-7 веком. Такой вид гравирования зародился в Китае и Японии, а вот в Европе печатать гравюры начали лишь в 14 веке. Первая гравюра на дереве отличалась простым рисунком без особых изысков и лишь иногда раскрашивалась красками от руки. Рисунок же представлял собой сюжет из Библии и церковной истории и выполнял как эстетическую, так и практическую функцию: для безграмотного населения гравюры были единственным источником знания Священного писания. Около 1430 г. были сделаны первые «блочные» книги, для которых изображение и текст вырезались на одной доске, а около 1461 г. была набрана первая книга, иллюстрированная гравюрами на дереве.


Альбрехт Дюрер (1471 - 1528) - немецкий живописец, рисовальщик и гравер, один из величайших мастеров западноевропейского искусства эпохи Возрождения.
Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик, но в его творчестве рисунок и гравюра занимают необычно большое место. Он одинаково успешно работал в области ксилографии (гравюры на дереве), и в области резцовой гравюры на меди. Именно благодаря Дюреру гравюра превратилась в один из ведущих видов немецкого искусства.
Часто об Альбрехте Дюрере говорят, как об "отце немецкого экслибриса". Действительно, он был одним из первых художников, положивших начало искусству экслибристики. К сожалению, в точности неизвестно количество экслибрисов руки Дюрера. В то время геральдика и экслибрис были очень тесно переплетены - Как правило, основе рисунка экслибриса изображался родовой герб.
Изначальная надпись "Ex bibliotheca" создала традицию называть этот знак библиотечным. Она продержалась до начала ХХ века, а затем была вытеснена выражением "книжный знак" и, наконец, окончательно укрепилась в виде латинского выражения "Ex libris". Оно было русифицировано и стало писаться по-русски - экслибрис. Экслибрис может быть нарисован от руки, по трафарету, отштемпелеван, вытиснен на крышке переплета или корешке книги (суперэкслибрис) или же наклеен. Экслибрис может быть связан с автором или содержанием тех книг, для которых он предназначен, с владельцем или c характером его занятий.
Читать полностью.

На фото вверху: герб Альбрехта Дюрера, 1523 г.


Клуб «Юный художник» взялся за очень  сложную тему. Собственно, взялась Елена Юрьевна рассказать о многообразии техники гравюры.  Понятно, что на это потребуется не одно занятие. И вот процесс идёт: литогравюра с выставкой Валерии Бахолдиной стала прекрасным началом. Дальше – ксилография, офорт. Но ведь одно дело рассказать, тут у  Е.Ю. уже отработана методика – рассказать об истории происхождения направления или техники, показать несколько признанных образцов, назвать имена самых знаменитых художников. Кому нужно, тот пойдёт дальше.  А вот как быть с практикой? В библиотеке нет таких инструментов, да и нереально это – с нуля освоить гравюру за пару занятий. Е.Ю. предложила юным художникам своего рода имитацию гравюры: рисунок карандашом. Ведь главное – получить представление, понять, что это такое. И вот рисуют ребята монограммы, придумывают экслибрисы, изображают цветную гравировку. Всё как задумано!























Комментариев нет:

Отправить комментарий