Командор страны детства (эссе)


«Надо мной опять кружит тень…»
Начинаю читать младшей дочери очередную книгу Владислава Крапивина, вижу разгорающиеся жадным нетерпением Леськины глаза. Уже прочитаны «Повести о Джонни Воробьеве», «Голубятня на желтой поляне», «В ночь большого прилива», а впереди еще целая полка книг Крапивина. Неугомонному детёнышу не сидится на месте: крутится на диване, подскакивает к стеллажу, гладит переплеты книг, пересчитывает корешки. Я ее понимаю: так много еще не прочитано, сколько всего неожиданного, сказочного и неизвестного спрятано там, под разноцветными обложками, а вредная мама читает так медленно и помаленьку, занятая своими бесконечными взрослыми делами…  А непослушные мелкие буквы пока плоховато подчиняются первоклашке…


Я вспоминаю, как сама примерно в том же возрасте впервые услышала повесть-сказку «Дети Синего Фламинго» - тогда мне её читала моя мама. Так же, помаленьку, вечерами, перед сном. Мама подсаживалась на уголок дивана, раскрывала журнал «Уральский следопыт», и я уносилась в дальние дали невидимого острова Двид, который (почему-то мне так тогда казалось) скрывается в самой середине озера Шарташ. Ну а где же еще ему быть, если до озера можно доехать на автобусе, а сам мальчик Женька – Рыцарь Оленя – живет где-то совсем рядом: такими знакомыми по описанию были дворы, в которых играли ребята, совсем как те, по которым и мы гоняли в «казаки-разбойники»…
А еще с тех пор, с самого первого знакомства с произведениями В.Крапивина, навсегда для меня в единое целое слились тексты Крапивина и иллюстрации Евгении Стерлиговой. Бывают вот такие стопроцентные попадания - творческие тандемы автора и художника.
Потом был наш отъезд на север на долгие шесть лет, а книг Крапивина в библиотеках Талнаха не оказалось, и единственным источником нашей среднеуральской литературы стал «Уральский следопыт» (который тоже в библиотеки не поступал, но мы его выписывали). И наконец, через несколько лет, в нем начали печатать «Голубятню на желтой поляне»… как долго тянулось время от одного номера до другого! Пока дождешься продолжения – начало успевало запомниться чуть ли не наизусть, и обойти добрую половину класса (больше никто из моих одноклассников не выписывал этот журнал). Каждый номер зачитывался буквально до дыр и возвращался ко мне в раздрызганном «полисточном» виде… И еще было настоящей трагедией, когда один номер «затерялся» где-то на просторах необъятной нашей Родины и так и не добрался до адресата, так что в полном объеме первую повесть трилогии я смогла прочитать уже только в девятом классе, когда мы вернулись в родной Березовский.
Уж здесь-то проблем с произведениями В.Крапивина не было. Ну, почти не было, если не считать очереди на книги в библиотеке. Да-да, было такое время, когда за Крапивиным «гонялись». И опять выручал «Уральский следопыт» - новые повести в нем появлялись быстрее, чем отдельные издания. И снова повторялась история, на этот раз уже с трилогией «Острова и капитаны». Когда приходил свежий номер журнала с очередным продолжением, мы собирались у меня и прочитывали вслух, взахлёб, подвывая от досады, что опять «на самом интересном месте» обрывалась нить повествования и издевательски читались жирненькие слова: «Продолжение следует»…

Что же такого особенного скрывается в произведениях Владислава Петровича, что вот уже не одно поколение ребятишек «пропадает» в его книгах – кто на просторах морей-океанов, кто на неизведанных планетах, кто в глубинах Великого Кристалла или на бесконечной Дороге?
Наверное, каждый находит в них что-то свое. Кому-то близка романтика моря и летящих парусов, кого-то завораживают необъяснимые загадки пространства-времени и сверхчеловеческие способности героев, а кто-то рад окунуться в настоящую сказку и невероятные приключения.
Для меня, насколько я помню и понимаю теперь, главным в повестях Крапивина были характеры героев. Нет, конечно, происходящие с героями события – вполне себе такие «земные» и реальные, или совершенно невероятные сказочно-фантастические – это тоже всегда захватывало.
Но в школьные годы меня всегда мучил вопрос: «Почему я с ними не знакома?» Ведь герои Крапивина – совершенно обыкновенные, и живут не где-то в дальних странах, а совсем рядом, но вот как-то не довелось встретиться с такими ребятами в реальной жизни – искренними, бесстрашными, имеющими свое мнение и умеющими его отстаивать. У них интересная, наполненная событиями и делами жизнь, им некогда «маяться дурью» и скучать, потому что у каждого из них есть какое-нибудь увлечение и друзья-единомышленники, с которыми можно поделиться всем – и радостью, и бедой, которые не предадут, не бросят в беде и всегда придут на помощь. Как мне этого не хватало!

Сейчас частенько приходится слышать от наших читателей-родителей, что произведения Крапивина «устарели»: современным детям не понятны реалии тридцатилетней давности – и школа стала совсем другой, и политическая система, и система ценностей – в общем, весь мир стал другим, и в нем «крапивинским мальчикам» с их понятиями о Чести, Совести и Дружбе уже нет места.
Это уже было. В 80-е годы XX века героев Крапивина недолюбливали за излишнее свободомыслие – никак не укладывались дерзкие мальчишки и девчонки в формат воспитательной советской педагогической системы. Не получались из них послушные стандартные винтики для государственного механизма. Невольно вспоминается идеал Всеобщего Порядка острова Двид, в котором из послушных тихих детей сразу получались степенные и добропорядочные взрослые («Дети Синего Фламинго»). Или примерно-показательные правофланговые пионерские отряды, являющиеся отрядами только по названию, лишь бы показатели были хорошими, а чем и как живут ребята в таком «коллективе» - это неважно («Колыбельная для брата»).
И в 90-е годы, в ситуации ломки старой системы и преобразования общества, когда снимались запреты на собственное мнение и предоставлялась свобода, граничащая с вседозволенностью – по принципу «кто смел, тот и съел», герои Крапивина вновь оказались «белыми воронами». Не потому, что оказались «слабаками», просто «ходить по головам» и «бить лежащего» противоречило внутреннему кодексу чести этих мальчишек. Не все измеряется деньгами, должностями и «нужными» связями. Им недостаточно «хлеба и зрелищ», если у них пытаются отнять мечту. И последней силой убеждения звучит вопрос: «Ну разве вы не люди?» («Наследники», третья часть трилогии «Острова и капитаны»).
Видимо, дело именно в этом: произведения Крапивина показывают, что значит быть Человеком в любых обстоятельствах. Не важно, сколько лет героям Крапивина – семь или семьдесят, и не имеет значения, куда их забросит Дорога – в соседний двор, далекое будущее или параллельное пространство, главное – они настоящие Люди.
Книги Крапивина учат без менторства и лицемерного морализаторства, не раскладывают по полочкам: «это – хорошо, а это – плохо». Они заставляют думать и самостоятельно делать выбор и принимать решения. В них нет бездумной «развлекухи» или нарочитой «чернухи». В них показана настоящая жизнь (даже если это сказка или фантастика), в которой случается всякое – и радость, и горе, а самое главное – дается возможность понять, что чувствует другой человек в том или ином случае. А ведь это очень важно – уметь понять другого, не менее важно, чем суметь разобраться в себе.
Нужны ли книги Крапивина современным детям? По-моему, нужны как никогда. Они меняются вместе с нашим миром – становятся жёстче, резче, и это понятно. Но мне ближе все-таки те, ранние, повести моего детства, и поэтому именно их я начинаю читать своим детям. А то, что не понятно, – объясняю по ходу чтения, делаю такие своеобразные «исторические экскурсы», и это здорово, ведь и в повестях Крапивина рядом с героями-ребятишками всегда находится взрослый, готовый объяснить непонятное, поддержать в трудную минуту, прийти на помощь. Так и для меня сам автор – Владислав Крапивин – всегда будет Командором, который может подсказать верный путь и поддержать советом (даже заочно, через свои книги). Его книги нужны всем, может быть, даже нужнее взрослым-родителям, которые уже успели забыть свое детство и не всегда понимают своих детей. И лучше читать вместе, вслух, по очереди (хотя бы в начале), обмениваясь впечатлениями. Попробуйте, вот увидите, сколько удивительных и увлекательных открытий вас ждет: и в каждом новом произведении, и в вашем ребенке, и в самом себе. Хотя, по большому счету, в этом не будет ничего особенного… Ничего такого… Лишь бы «свечка зажглась…».

Иллюстрации Е.И.Стерлиговой.
Автор эссе: Т.С. Чечвий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий